Развивающие занятия для детей на тему
"Времена года. Осень".
Поиск соответствующего понятия «Я начну, а ты закончи»
Люди осенью одеты, (во что?) — ... ;
школьники идут с портфелями (куда?) — ... ;
листья на деревьях стали (какими?) — ... ;
цветы на клумбах (что сделали?) — ... ;
птицы улетают (куда?) — ... ;
звери делают на зиму (что?) — ... ;
люди собирают в лесах, садах, на полях и
огородах (что?) — ....
Поиск антонимов «Скажи наоборот»
Осень ранняя — осень поздняя,
день веселый — день грустный,
день солнечный — день пасмурный,
облако белое — туча черная,...
холодная — жаркая
Дидактическая игра «Подбери слова».
Цель: Расширять словарный запас детей, уточнять значение слов. Развивать мышление.
Материал. Мяч.
Ход игры
Предложить детям встать по кругу, поиграть с мячом и закончить фразу.
Моросит (дождь) .
Дует. (ветер) .
Вянет (трава) .
Желтеют. (листья) .
Опадают (листья) .
Льет (дождь) .
Улетают (птицы) .
Созревают (овощи, фрукты) .
Собирают (урожай) .
Дидактическая игра «Приметы осени».
Цель: Уточнять представления детей об основных приметах осени. Учить составлять предложения по опорным схемам. Развивать мышление, воображение.
Материал. Схемы, обозначающие небо, дождь, деревья, урожай, птиц, животных, людей.
Ход игры
Предложить детям взять карточки схемы и составить предложения о приметах осени
Цель: упражнять в подборе прилагательных.
- Какими словами можно сказать об осени? Осень какая? (золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, «очей очарованье», расписная, пестрая)
- Какими словами можно сказать об осеннем лесе? Лес осенью какой?
(задумчивый, унылый, тихий, настороженный, притихший, грустный, молчаливый, одинокий, словно терем расписной, золотой, багряный, лиловый, завороженный, опустевший, красочный, живописный)
- Деревья осенью какие?
(красочные, разноцветные, пестрые, зеленые, желтые, оранжевые, яркие, голые, обнаженные)
- Листья осенью какие?
(разноцветные, зеленые, желтые, ярко-красные, желтокрасные, желто-зеленые, оранжевые, бурые, пестрые, сухие, мокрые )
Игра «Кто больше назовет действий?»
Цель: упражнять в подборе слов, обозначающих действия предметов.
- Что можно сказать о листьях осенью?(желтеют, увядают, опадают, кружатся, засыхают, осыпаются, замерзают, можно собирать, шелестят, шуршат)
- Что можно сказать о дожде осенью?(моросит, накрапывает, льет, идет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше)
- Что еще можно сказать о солнце?(светит, греет, восходит, заходит, печет, поднимается, опускается., сияет, улыбается, ласкает, согревает, отдает свое тепло)
- Что можно сказать про солнышко, какое оно?(ласковое, доброе, лучистое, желтое, красное, яркое, теплое, жаркое, огненное)
- Что делают птицы осенью?(улетают в теплые края, собираются, в стаи, готовятся к перелету)
Игра «Умный словесник»
Цель: упражнять в подборе имен существительных: игра обогащает словарный запас детей.
Листья растения, дерева, куста — (листва).
Опадание листьев осенью — (листопад).
Отражение звука от предметов, отзвук — (эхо).
Осадки в виде водяных капель — (дождь).
Движение воздуха над землей — (ветер).
Мельчайшие капли воды в воздухе — (туман).
Масса мельчайших капель воды в атмосфере — (облако). Большое темное облако, из которого может пойти дождь, снег, град — (туча).
Яркий свет в небе во время грозы, сопровождаемый громом — (молния).
Игра «Все наоборот»
Цель: развивать связную речь (умение строить сложное пред ложение доказательной формы высказывания); упражнять детей в установлении причинно-следственных связей.
Материал: фото или картинки с изображением осенних пейзажей.
Вариант 1. Игровые действия: подбирать слова-антонимы.
Воспитатель. Объявляется минута «Все наоборот». Я буду называть слова, определения, а вы не соглашайтесь со мной, отвечайте словом-«наоборот» (антонимом).
- Осень ранняя — весна поздняя.
- День веселый — ночь грустная.
- День солнечный — ночь пасмурная.
- Небо чистое (яркое) — земля грязная (блеклая).
- Время холодное — теплое, жаркое.
- Облако белое — туча черная. И т. д.
Вариант 2. Игровые действия: подбирать слова-антонимы.
- Лето жаркое, а осень — ... (холодная).
- Лето засушливое, а осень — ... (мокрая, дождливая).
- Весна ранняя, а осень — ... (поздняя).
- Весной дни длинные, а осенью — ... ( короткие).
- Летом поля с урожаем, а осенью — ... (пустые).
- Летом яблоки зеленые, а осенью -- ... (спелые). И т. д.
Вариант 3. Игровые действия: находить ошибку в предложенной фразе, исправлять ее, объяснять свой выбор.
Педагог предлагает заведомо ложное высказывание. Дети придумывают как можно больше опровержений этой фразы.
Воспитатель. Ребята, хитрый волшебник Наоборот добрался до тетрадей наших первоклашек и перевернул в них некоторые фразы. Надо помочь ребятам исправить ошибочные фразы. Хотите помочь? Тогда слушайте внимательно!
Если фраза с ошибкой, топните ногой и поднимайте руки для правильного ответа. Если фраза правильная, хлопайте в ладоши.
- Осенью все деревья становятся голыми.
- Медведица вышла из берлоги и увидела листопад.
- Журавли вылетают из скворечников в теплые края.
- Осенью вся земля укрыта снегом.
- Осенью люди загорают в майках и шортах.
- Зимой ласточки склевали все вишни с яблони. И т. д. —
Комментариев нет:
Отправить комментарий